Упражнения

Научные статьи по стрельбе из лука. Секреты стрельбы из лука

Обучение стрельбе из лука . В разделе нашего сайта секции стрельбы из лука собраны сведения о почти всех известных лучных клубах и секциях в Москве и в России. Если вы обладаете информацией о существовании секции (клуба), которой нет в списке - Вы можете добавить её. Выберите подходящее для себя место для занятий лучным спортом. В большинстве секций занятия стрельбой из лука для детей - бесплатные. Наборы детей и взрослых в секцию обычно проходят в начале учебного года (сентябрь), но большинство тренеров продолжают прием новичков в течении всего года. В спортшколах, как правило, новичкам выдают лук для начинающих, стрелы и необходимый инвентарь. На крайний случай, купить лук для стрельбы можно в многочисленных интернет магазинах, занимающихся продажей луков, арбалетов и сопутствующих товаров. Стоимость лука для начинающего - около 3 тысяч рублей. Присоединяйтесь. Одно только предупреждение: Стрельба из лука очень затягивающий вид спорта, может затянуть, и надолго;-)

Раздел НОВОСТЕЙ в мире стрельбы из лука. В этом разделе постоянно публикуются новости происходящие в стрелковом спорте, открытие новых секций или клубов, соревнования, турниры лучников, изменения в правилах соревнований, интервью тренеров и спортсменов-лучников и многое другое. Вы можете опубликовать свое объявление (статью, новость) о предстоящем (или прошедшем) соревновании, турнире, другом мероприятии. Пожалуйста, указывайте координаты организаторов, дату проведения, место и т.д.


Стрельба из лука – древний вид спорта, который завоевал огромную популярность в современном мире. Этот вид спорта овеян легендами и мифами, связанными с греческой богиней Артемидой и с защитником бедных Родин Гудом, а в 1992 году Олимпийский огонь был зажжён пламенной стрелой, выпущенной лучником-паралимпийцем. В нашем обзоре интересные и малоизвестные факты, связанные со стрельбой из лука.

1. Спорт для тех, кто не может



Стрельба из лука как вид спорта и как дисциплина Параолимпийских игр начала набирать необычайную популярность после Второй мировой войны. В начале этим спортом занималось очень много ветеранов с травмами спинного мозга, а в середине 60-х годов прошлого столетия, стрельбой из лука начали активно заниматься и здоровые люди.

2. Национальный вид спорта



Не сложно было предположить, что в какой-нибудь стране на нашей планете, стрельба из лука является не просто спортом, а еще и национальным видом спорта. Такая страна действительно есть и это Бутан. Во многих селах здесь можно найти построенные жителями площадки для стрельбы.

3. Древнейший вид оружия



Лук является одним из самых древних видов оружия. Как инструмент труда, лук появился значительно позже охотничьего копья. Однако именно лук стал первым и наиболее распространенным оружием в древних армиях. Использовался он по всему миру. Важно и то, что среди видов оружия, лук является одним из немногочисленных долгожителей.

Удивительно и то, что за все столетия и даже тысячелетия своего существования, конструкция лука фактически не менялась. Луки были большими и короткими, прямыми и изогнутыми, едиными и составными. Все они имели свою некоторую специфику, однако вместе с тем были невероятно близки к своим же «корням». Лишь в 20 веке появились первые механические, и даже скорострельные луки.

5. Лук как символ

Ничего удивительно нет и в том, что долгое время лук являлся одним из важнейших элементов фольклора и мифологии самых разных народов. Найти присутствие этого оружия можно почти в каждой культуре. Чаще всего лук стоит рядом с понятиями охоты и войны.

6. Оружие феминисток



Не стоит лишний раз напоминать о том, что еще в конце XIX века положение женщины, в том числе и в западном обществе было далеко от сегодняшнего. До ближайшей сексуальной революции оставались еще десятилетия. Тем не менее, именно стрельба из лука стала первым олимпийским видом спорта, к которому были допущены представительницы прекрасно половины человечества. В 1904 году Элиза Поллак в возрасте 63 лет одержала победу в этом виде спорта.

7. Как правильно стрелять



Всех бесспорно беспокоит вопрос о том, как же все-таки правильно держать лук и как правильно вести из него огонь. Какой рукой держать сам лук, какой тянуть тетиву и каким глазом смотреть. Ответ прост – никак не правильно. Каждый лучник индивидуален и стрелять так, как ему удобно. Само собой есть набор правил. Целиться нужно доминирующим глазом, а уже от него выбирается не ведущая рука. Иначе говоря, даже лучник-правша, может стрелять левой рукой.

8. Джентельменский набор



Стрельба из лука входила в так называемые «шесть благородных искусств» Древнего Китая, которыми должен быть владеть каждый уважающий себя муж. Лук стоял в одном перечне с верховой ездой, математикой и музыкой.

9. Убийца миллионов



Атомная бомба конечно страшное оружие, однако именно на «совести» лучников значительное большинство собранных голов врага. Быть может в этом сложно поверить, однако в рукопашной мясорубке гибло меньше людей, чем под концентрированным залповым огнем лучников. Доказывается это хотя бы тем, что даже после появления огнестрельного оружия, лук активно использовался еще несколько столетий. Опытные европейские лучники посылали в минуту до 12 стрел, а у кочевых народов этот результат мог быть еще лучше.

10. Оружие охоты



Даже сегодня есть охотники, которые считают, что убивать зверя из винтовки даже еще и с оптическим прицелом – не честно. Плохо или хорошо, но среди охотников есть энтузиасты выходящие даже на самых опасных зверей с современными модифицированным для охоты спортивными луками. Впрочем, куда больше энтузиастов предпочитает охотиться на искусственных животных в специальных сафари-турах с таким вот луками.

Нет сомнений, что лук мог бы войти в список .

Содержание статьи

СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА . В основе растущей сегодня популярности стрельбы из лука как средства физического воспитания и одного из видов спорта лежит ряд факторов: любой человек может подобрать подходящий для себя по силе лук; заниматься этим можно круглый год, причем не только индивидуально, но также группами и даже целыми семьями; соответствующее снаряжение вполне может быть изготовлено в домашней или школьной мастерской или же приобретено в магазине спортивных товаров.

Соревнования по стрельбе из лука проводились во время олимпиад 1900, 1904, 1908 и 1920 годов, а с 1972 постоянно включаются в программу Олимпийских игр.

Материальная часть.

Мишень. В спортивной стрельбе из лука принято использовать мишень, которая изготавливается из необмолоченной ржи или какой-либо соломы и имеет форму диска диаметром не менее 120 см и толщиной 15 см. Снаружи она покрыта клеенкой или брезентом с нанесенными на внешнюю сторону разноцветными концентрическими кругами (зонами). В самом центре находится золотой круг диаметром 24 см - так называемое яблоко, попадание в которое оценивается 9 очками. Вокруг яблока размещаются четыре круглые зоны шириной 12 см каждая, окрашенные соответственно в красный, голубой, черный и белый цвет. Стрелок, попавший стрелой в красную зону, получает 7 очков, в голубую - 5 очков, в черную - 3 очка, а в белую - всего лишь 1 очко. Когда стрела пролетает сквозь мишень или отскакивает от нее, лучнику начисляются 5 очков, независимо от того, в какого цвета круг он попал.

Система стрельбы с использованием точки прицеливания.

Стрелок из лука при подготовке к выстрелу целится не вообще в сторону мишени, а выбирает в качестве точки прицеливания какой-либо небольшой объект. Таким объектом может быть, например, рукоятка ледоруба, воткнутого в землю между спортсменом и мишенью, или какой-либо участок поверхности самой мишени, что зависит от физических возможностей стрелка и от дальности стрельбы. Подобный объект, именуемый точкой прицеливания, служит спортсмену-стрелку «мушкой», в то время как наконечник стрелы при полностью натянутом и зафиксированном луке выступает в роли своеобразного «прицела».

При стрельбе спортсмен-правша стоит, повернувшись левым боком к мишени. В ту же сторону направлена его горизонтально вытянутая левая рука с зажатым в ней луком. Голова стрелка, смотрящего на мишень, повернута на 90° влево; под углом 90° к плоскости мишени расположены также его ноги, бедра и плечи. Стрела упирается хвостовиком в определенное место тетивы, которая удерживается первыми фалангами трех пальцев правой руки; при этом указательный палец находится выше, а средний и безымянный пальцы - ниже стержня стрелы. Перед тем как прицелиться и выстрелить по мишени, спортсмен натягивает тетиву, которая в большинстве случаев фиксируется в натянутом положении двумя чувствительными точками на его лице (середина носа и подбородок), а указательный палец на тетиве вплотную приближается снизу к его челюсти. Правая локтевая кость стрелка должна при этом расположиться на одной линии со стрелой. Удерживая тетиву в натянутом положении, он поднимает и опускает лук или меняет положение верхней части тела, пока точка прицеливания не окажется для него чуть выше наконечника стрелы. Чтобы выпустить стрелу, спортсмен одновременно выпрямляет все три пальца, державшие тетиву. При условии, что точка прицеливания была им верно выбрана, а пуск правильно произведен, стрела попадет в яблоко или в золотой круг мишени. Когда стрела уходит выше цели, стрелок передвигает точку прицеливания ближе к себе, а когда ниже цели - точка прицеливания перемещается им ближе к мишени. Для внесения боковых поправок точка прицеливания переносится вправо или влево от направления бокового отклонения. В следующий момент после пуска стрелы спортсмен сохраняет прежнее положение - левая рука с луком остается вытянутой вперед, а правая застывает возле подбородка - в качестве короткого завершающего этапа выстрела.

Система стрельбы с использованием прицела.

Чтобы стрелок имел возможность прицеливаться, на поверхности лука выше рукояти прикрепляют клейкой лентой или каким-то иным способом специальный передвижной прицел. Место расположения прицела на луке нередко обозначают особыми горизонтальными рисками, благодаря которым обеспечиваются необходимые углы прицеливания при стрельбе на дистанциях от 9 до 91 метра. Подобные риски должны быть на каждом луке, как и соответствующая разметка на используемых стрелах.

Стреляя из лука с прицелом, спортсмен-лучник принимает то же положение, и выполняет те же основные требования, что и при стрельбе по системе точки прицеливания. Окончательная наводка осуществляется по результатам первых сделанных выстрелов. Когда стрела уходит выше мишени, горизонтальную риску прицела, для опускания лука, следует передвинуть вверх; когда стрела уходит ниже цели, риска перемещается вниз. Если стрела отклоняется влево от цели, вертикальную риску прицела следует сместить налево; если стрела отклоняется вправо от цели, риску, соответственно, перемещают вправо.

Инстинктивная система стрельбы.

Эта система стрельбы, применяемая во время охоты, отличается от древних систем положением лука, фиксированием тетивы и прицеливанием. Лук держится не вертикально, а наклонен вправо, под углом примерно 30°. Тетива, при полностью натянутом луке, фиксируется в более высоко расположенной точке - ближе к правому глазу; хвостовик стрелы оказывается обычно при этом чуть выше правого уголка рта, тогда как кончик указательного пальца правой руки слегка касается нижнего выступа скулы.

В момент прицеливания стрелок-охотник не думает о прицеле; оба его глаза остаются открытыми, а внимание концентрируется на мельчайшей видимой точке в центре мишени. Натяжение лука, фиксирование тетивы, выпуск стрелы и последующая короткая пауза производятся в обычном порядке. Описанная выше система является оптимальной для большинства стадий подготовки к выстрелу в полевой стрельбе.

Стрельба по мишеням.

Преобладающая часть современных стрелков из лука занимается стрельбой по мишеням и, как правило, использует при этом систему прицела или систему точки прицеливания. Программы соревнований обычно включают в себя три основных упражнения.

Стрельба сериями. На соревнованиях стрельба по мишеням ведется сериями, которые состоят из различного числа стрел, выпускаемых на определенных установленных дистанциях. К числу наиболее известных серий относятся следующие:

Йоркская серия (мужчины): 72 стрелы на дистанции 100 ярдов (91,4 м); 48 стрел на дистанции 80 ярдов (73,1 м); 24 стрелы на дистанции 60 ярдов (54,8 м).
Серия «Метрополитен» (мужчины): 30 стрел на дистанциях 100 ярдов (91,4 м); 80 ярдов (73,1 м); 60 ярдов (54,8 м); 50 ярдов (45,7 м) и 40 ярдов (36,5 м).
Американская серия (мужчины и женщины): 30 стрел на дистанциях 60 ярдов (54,8 м); 50 ярдов (45,7 м) и 40 ярдов (36,5 м).
Колумбийская серия (женщины): 24 стрелы на дистанциях 50 ярдов (45,7 м); 40 ярдов (36,5 м) и 30 ярдов (27,4 м).
Серия «Метрополитен» (женщины): 30 стрел на дистанциях 60 ярдов (54,8 м); 50 ярдов (45,7 м); 40 ярдов (36,5 м) и 30 ярдов (27,4 м).
Американская серия «Джуниор» (юноши): 30 стрел на дистанциях 50 ярдов (45,7 м); 40 ярдов (36,5 м) и 30 ярдов (27,4 м).
Колумбийская серия «Джуниор»
(девушки): 24 стрелы на дистанциях 40 ярдов (36,5 м); 30 ярдов (27,4 м) и 20 ярдов (18,2 м).
Мужская командная серия (команды из 4 мужчин): 96 стрел на дистанции 60 ярдов (54,8 м).
Женская командная серия (команды из 4 женщин): 96 стрел на дистанции 50 ярдов (45,7 м).

Стрельба по полотнищу. Полотнище представляет собой своеобразную мишень, которая расцвечена и размечена точно так же, как традиционная мишень, но при этом в 12 раз превосходит последнюю по своим размерам, имея в диаметре 14,6 м вместо 121 см. Такая мишень-полотнище растягивается горизонтально на земле, а в самом ее центре укрепляется белый флажок. В эту мишень мужчины-лучники выпускают по 36 стрел с расстояния 165 м, а женщины - 36 стрел с расстояния 110 м.

Стрельба в палку. В качестве подобной «палки» выступает белого цвета шест диаметром 5 см, изготовленный из мягкой древесины. Такой шест втыкается вертикально в землю с тем расчетом, чтобы над поверхностью оставался отрезок длиной 1,8 м. Лучники посылают в эту мишень по 36 стрел - мужчины с расстояния 91 м, а женщины и спортсмены юношеского возраста - с расстояния 55 м.

Стрельба на дальность. Участники этого вида соревнований состязаются в том, чья стрела пролетит большее расстояние. При этом они используют особой конструкции лук и стрелы. Соревнования проводятся в различных разрядах, которые определяются силой лука - т. е. величиной усилия в килограммах, необходимого для натяжения лука на всю длину стрелы (обычно она составляет 71 см). У мужчин-лучников существуют следующие разряды: 1) луки с силой натяжения до 18 кг включительно; 2) луки с силой натяжения до 25 кг включительно; 3) луки с силой натяжения до 33 кг включительно; 4) луки с силой натяжения до 40 кг включительно; 5) луки с неограниченной силой натяжения. Соответствующие разряды у женщин-лучниц: 1) луки с силой натяжения до 18 кг включительно; 2) луки с силой натяжения до 25 кг включительно; 3) луки с неограниченной силой натяжения.

В стрельбе из лука на дальность лучник может использовать ноги. В этом случае он лежит на спине, вставив ступни в ременные петли на рукояти лука, и натягивает тетиву лука обеими руками. Такое положение лука позволяет спортсмену применять более мощные луки и добиваться лучших результатов в этом виде соревнований. В соревнованиях на дальность полета стрелы спортсмены из луков с силой натяжения до 18 кг включительно посылают стрелу на расстояние
до 590, а луки с силой натяжения от 25 кг до 40 кг включительно могут давать результаты от 900 до 1000 м и дальше.

Полевая стрельба.

В полевой стрельбе лучник посылает из лука стрелы в живые и неживые объекты, находящиеся на неизвестной, не определяемой и не объявляемой заранее дистанции. Занимающиеся полевой стрельбой спортсмены совершенствуют так называемую инстинктивную систему стрельбы, которая не предполагает какого-либо отмеривания дистанций.

Охота. Закон позволяет охотиться с луком на оленей и на мелкую дичь везде, где в соответствующие сезоны разрешена охота с ружьем. Во многих штатах официальные органы охраны окружающей среды поощряют охоту с луком на оленей в принадлежащих государству лесных угодьях в качестве меры по сохранению природы, а подчас и с целью сокращения чрезмерно возросшей численности этих животных. Сегодня все в большем числе штатов сезон охоты с луком предшествует сезону охоты с ружьем.

Стрельба по произвольной цели. Этот вид спорта предполагает возможность бродить - в одиночку или с несколькими другими лучниками - по окрестным полям, без каких бы то ни было формальностей пуская стрелы в листья, небольшие палки, пеньки, куски бумаги и прочие такого рода объекты. Все подобные цели лучник выбирает наугад, не зная точно расстояния до них.

Полевое стрельбище. Большинство лучников, занимающихся стрельбой по произвольной цели, являются в первую очередь охотниками. В ожидании открытия сезона охоты они посвящают значительную часть своего времени стрелковой подготовке на открытой местности или на специально оборудованных полевых стрельбищах.

Подобные стрельбища состоят из отдельных секций, в каждой из которых по 14 мишеней. Две лежащие рядом секции образуют круг. Расстояние между позициями для стрельбы и мишенями колеблется от 6 до 73 м. Используются мишени четырех различных размеров, с кругами диаметром от 15 до 61 см - самые большие предназначены для стрельбы на максимальной дистанции. Лицевая сторона мишени состоит из белого яблока, окруженного черным кругом. Ширина этого круга всегда равна половине диаметра яблока. В середине центрального круга мишени расположено черное пятно прицеливания размером в 1/3 от диаметра яблока. С одной и той же или с разных позиций, в каждую из мишеней выпускается по 4 стрелы. Попадание в яблоко оценивается 5 очками, а в черный круг - 3 очками.

Лучный гольф. Первоначально в лучный гольф – игра, где игроки в гольф состязаются в меткости с лучниками - играли на традиционном поле для гольфа. При этом первые загоняли мячи в лунки, а вторые посылали в те же лунки стрелы. Позднее, в целях сохранения целостности лунок, вне зеленого поля в качестве целей для тех и других стали размещать белые мячики из губчатой резины. В некоторых иных вариантах той же игры вместо мячей использовались двухсторонние плоские мишени с нарисованным центральным кругом диаметром чуть более 10 см (4 дюйма).

Охотничья серия Попе-Янга. Так называется соревнование, участники которого выпускают по 36 охотничьих стрел (с широким наконечником) в шесть мишеней на шести различных дистанциях, получая при этом 45 секунд на каждые шесть стрел.

ГЛОССАРИЙ

Американская серия . Включает 30 стрел, выпущенных по мишени на дистанции 55 м; 30 стрел – на дистанции 46 м; 30 стрел - на дистанции 37 м. Рассчитана на мужчин и женщин.

«Берегись!» Слово в стрельбе из лука, выполняющее ту же функцию, что и выражение «Эй, впереди!» в гольфе – предупреждение о летящей стреле или о том, что стрела вот-вот будет выпущена.

Блок. Несколько стрел, составляющих часть той или иной серии выстрелов. Число стрел в блоке не является твердо установленным.

Болт. Стрела для арбалета.

Брюшко. Сторона лука, которая при стрельбе бывает обращена к стрелку.

Вибрация. Про лук, который после пуска стрелы издает резкий звук, говорят, что он вибрирует.

Гнездо. Помеченная особым образом точка в средней части тетивы, в которую упирается стрела, образуя с этой тетивой прямой угол.

Знак владельца. Та или иная комбинация цветов на стержне (древке) стрелы, помогающая установить ее принадлежность при оценке результатов стрельбы.

Колчан. Своеобразный футляр для переноски или временного хранения стрел.

Кривой лук. Лук, который изготовлен из двух продольно склеенных между собой деревянных планок.

Лучник. Традиционное название мастера, изготовлявшего луки, или того, кто торговал этим оружием.

Максимальный результат. Таким результатом может считаться попадание шестью подряд стрелами в самый центр мишени, что оценивается 54 очками.

Материальная часть. Различные виды снаряжения спортсмена-лучника - луки, стрелы, тетива, колчаны, краги, перчатки и пр.

«Молоко». Часть мишени, находящаяся за пределами внешней белой зоны.

Нагель. Выполненный на токарном или фрезерном станке стержень (древко) стрелы; короткий отрезок цилиндрической формы стержня, используемый для соединения отдельных частей стрелы.

Накладка. Имеющая функциональное или чисто декоративное значение деталь, которая закрепляется в верхней части плеча или врезается чуть выше рукоятки лука.

Наконечник. Традиционное название острого конца обычного типа стрелы, используемой для стрельбы по мишеням.

Незафиксированная стрела. Стрела, которая попала в мишень, но не вонзилась достаточно глубоко и не зафиксировалась под нужным углом к поверхности этой мишени.

Несоответствие луку. Положение, когда лучник пытается стрелять из чересчур мощного для себя лука.

Обыкновенный лук. Лук, не имеющий никакого прицела.

Оперение. Стабилизатор из перьев или другого подходящего материала в хвостовой части стрелы.

Отдача. В тех случаях, когда спуск тетивы сопровождается резким рывком, а сам лук чересчур резок и неудобен в обращении, принято говорить, что такой лук имеет отдачу.

Падение. Ситуация, когда в самом начале натяжения тетивы стрела внезапно падает с направляющей полочки.

Петля. Петля крепления на конце тетивы лука.

Подача (отпускание) вперед. Наблюдаемое непосредственно перед выстрелом небольшое смещение стрелы вперед относительно спинки лука - результат непроизвольного движения стрелка, которое влияет на точность стрельбы.

Полочка для стрелы. Расположенная в верхнем конце рукояти опора, по которой скользит при выстреле стрела, не касаясь руки лучника.

Предохранительный щиток (крага). Приспособление, которое надевается на предплечье руки, держащей лук, для защиты от удара тетивой.

Прицеливание. Время, которое требуется стрелку на то, чтобы прицелиться перед пуском стрелы.

Поперечная обмотка. Защитная обмотка в средней части тетивы, предупреждающая ее износ.

Простой лук. Лук, изготовленный из одного куска дерева определенной породы.

Рукоять (рукоятка). Часть древка, за которую стрелок держит лук при стрельбе.

Сила (мощность) лука. Величина усилия (в килограммах), которое необходимо приложить для натяжения лука на определенную часть длины стрелы.

Сложный лук. Лук, который изготавливается из более чем одного вида материала.

Стеллаж. Особое приспособление для размещения и долговременного хранения стрел.

Стрела на излете. Стрела, которая после достижения максимального ускорения начинает терять скорость полета.

Суммарная оценка. Сумма очков, набранных спортсменами-лучниками за 2 и более соревнований за одни и те же или разные серии выстрелов.

Типы стрел. Существуют 5 типов стрел: 1) для стрельбы по мишеням; 2) для полевой стрельбы; 3) для охоты; 4) для стрельбы на дальность; 5) для добычи рыбы.

Точка фиксирования. Место на лице или рядом с лицом лучника, где оказывается его рука с натянутой тетивой. Для успешной корректировки стрельбы расположение точки фиксирования должно быть неизменном при каждом пуске стрелы.

Ускорение. Скорость, до которой лук разгоняет, посылая вперед, правильно подобранную стрелу.

Ушко. Деталь на заднем конце стержня стрелы с небольшим вырезом, в который вкладывается тетива. Такой вырез делается в специальной сменяемой насадке (капсюле) или непосредственно на стреле.

Ушко с указателем. Ушко на заднем конце стрелы (с вырезом для тетивы в само¢м стержне или в сменяемом пластмассовом капсюле-насадке), имеющее выпуклость или перпендикулярную к вырезу бороздку. Подобное ушко дает лучнику возможность на ощупь определять расположение направляющего пера в оперении и выреза для тетивы.

Циновка. Круглая мишень или предохранительное ограждение, сплетаемые обычно из сухой болотной травы или ржаной соломы.

Широкий наконечник. Наконечник стрелы, предназначенной для охоты.

Чарльз Т.Хейвен . Перевод А.Божко

УДК: 799.322.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ

прогноз развития спортивной стрельбы из лука в России

Доктор педагогических наук, профессор А.Н. Блеер Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Байдыченко Магистрант И.И. Сысоев

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ШОЛИФ1К), Москва

SOCIOLOGICAL FORECAST OF DEVELOPMENT OF SPORTS ARCHERY IN RUSSIA

A.N. Bleer, professor, Dr.Hab. T.V. Baydychenko, associate professor, Ph.D.

I.I. Sysoev, master candidate Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPCH), Moscow

Key words: sports archery, factor-determinants of spectacularity and popularity, organizational model of conducting international competition.

Social researches are in great demand in the world of modern sport. The priority direction of sociology of physical culture and sport is to study the factors promoting in full measure achievement of the mass character of sports movement. These factors are of objective and subjective character. It is the first time when archery as a sport is an object of social research in the sphere of physical culture and sport. Availability and mass character of this sport is obviously in many respects depends on the factors directed to development of its spectacularity and popularity.

Fortunately, modern archery in Russia has lost its isolated character and is directing to public thanks to a number of essential changes and additions made by World Archery (WA). The use of the advanced experience of the countries - WA members regarding popularization and increase of spectacularity of archery in Russia is acute and well-timed.

The purpose of the present research was to allocate the factors increasing spectacularity and popularity of sports archery in modern conditions of development of this sport in Russia.

Proceeding from the results of the studies the final of the World Cup in archery is a competition corresponding to all the requirements made to public spectacular-ity and popularization of this sport.

Ключевые слова: спортивная стрельба из лука, факторы, определяющие зрелищность и популярность, организационная модель проведения международного соревнования.

Актуальность. Социологические исследования очень востребованы в мире современного спорта . Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер . Стрельба из лука как вид спорта впервые является объектом социологического исследования в сфере ФКиС. Очевидно, что доступность и массовость нашего вида спорта во многом зависит от факторов, направленных на развитие его зрелищности и популярности . Наша работа в большей степени посвящена исследованию факторов объективного характера, представленных в анкете (рис. 1).

Современная стрельба из лука в России, к счастью, утратила свою камерность и целенаправленно движется к массовости благодаря ряду значимых изменений и дополнений, сделанных Всемирной федерацией стрельбы из лука . В частности, это - демократичность правил соревнований в разделах требований к участникам и спортсооружению; ценовая политика при реализации спортинвентаря; доступность занятий для детей и взрослых; возможность овладеть каждой из 6 дисциплин стрельбы любому желающему и, наконец, положительная роль государственных органов управления сферой ФКиС в становлении новых регионов, популяризирующих стрельбу из лука в России. Поэтому, с нашей точки зрения, использование

передового опыта стран - членов WA в вопросах популяризации и повышения зрелищности стрельбы из лука в России актуально и своевременно. В частности, изучение такого фактора, как организация и проведение финала Кубка мира в России.

Гипотеза. Мы предположили, что результаты социологического исследования помогут выявить факторы, направленные на повышение популярности и зрелищности спортивной стрельбы из лука в современных условиях развития вида спорта в России.

Цель исследования - определить факторы, обуславливающие развитие спортивной стрельбы из лука в современной России.

Организация исследования. Исследование проводили в два этапа.

Первый этап (2010-2011 гг.). Анализ научно-методической литературы, интернет-источников и изучение статистических документов вида спорта

позволили обосновать необходимость проведения социологического исследования в сфере деятельности «спортивная стрельба из лука» и составить анкету (см. рис. 1).

Второй этап (2011-2012 гг.). Проведено анкетирование 196 человек (представителей 23 видов спорта, стаж работы в профессии - от 1 до 53 лет, возрастной диапазон - от 18 до 73 лет) - специалистов широкого профиля в области физической культуры и спорта, работников следующих организаций: Департамента ФКиС г. Москвы (Москомспорт), ФГБУ ЦСП, Российской федерации стрельбы из лука, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Минспорта России, региональных федераций стрельбы из лука (республик: Бурятия, Тыва, Саха, Башкортостан, Забайкальский Край; областей: Ярославская, Орловская, Пензенская, Московская, Челябинская, Иркутская), а также работники МУССОР № 1, СДЮШОР № 9 и ДЮСШ № 58 г. Москвы.

Для специалистов широкого профиля в области физической культуры и спорта. Цель - выявление факторов, влияющих на развитие и популяризацию вида спорта. Ф.И.О._Возраст_

Место работы_ Рабочий стаж

"---Баллы Факторы " "--- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Телевидение 15 17 13 6 21 7 12 17 12 76

Радио 55 33 20 17 23 17 12 6 5 8

Интернет 3 4 10 9 22 10 23 27 23 65

Создание фондов поддержки 28 14 17 15 29 14 16 16 14 33

Организация и проведение международных соревнований 1 5 7 11 23 10 21 24 17 77

Газеты, журналы 7 13 15 25 38 20 19 27 15 17

Личность общественного лидера 8 10 12 11 31 22 28 14 12 48

Спонсоры 15 12 10 7 30 15 17 31 15 44

Государственная финансовая поддержка 7 7 7 7 17 8 15 20 21 87

Фан-клубы 35 18 22 15 31 19 15 11 11 19

Другие (показательные выступления, научные конференции и конгрессы и т.д.) Свой вариант 20 17 17 19 21 26 16 20 16 24

Примечание. Анкетирование проводится под эгидой РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) кафедрой ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. Исполнитель Сысоев И.И. Тел. 8-499-166-54-81

Рис. 1. Образец анкеты и итоговые данные опроса респондентов

Рис. 2. Динамика изменения количества соревнований в годовом календаре Всемирной федерации стрельбы из лука (WA)

При обработке полученных анкетных данных с целью выявления наиболее значимых факторов, влияющих на популярность и зрелищность видов спорта в современной России, использовался метод изучения предпочтений (ранжирования) .

Для более подробного описания результатов анкетирования респонденты были разбиты на 3 группы с учетом рабочего стажа и возрастного диапазона:

1-я - рабочий стаж менее 5 лет, возраст - менее 20 лет.

2-я - рабочий стаж от 5 до 15 лет, возраст -от 21 до 37 лет.

3-я - рабочий стаж от 15 до 50 лет, возраст -от 38 лет и старше.

Метод социологического моделирования использовался для обозначения ключевых позиций в процессе структурного переноса разделов организационной модели проведения крупных международных соревнований и демонстрации возможностей спортивной стрельбы из лука в России интегрировать во все сферы ФК.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературы, интернет-источников и статистических документов показал, что спортивная стрельба из лука в современной России находится в числе видов спорта, требующих пересмотра подходов к повышению популярности и зрелищности.

Ознакомление с процессом планирования, организации и проведения крупного международного

соревнования - финала Кубка мира - подтвердило, что эти соревнования отвечают всем требованиям, предъявляемым к зрелищности вида спорта и его популяризации среди широких слоев населения.

Если обратиться к данным рис. 2, то становится очевидным, что благодаря включению серии соревнований - этапов и финала Кубка мира - Международная федерация стрельбы из лука не только увеличила количество ежегодных стартов и дополнительно привлекла страны, ставшие членами ФИТА, а выполнила основную цель - преобразовалась во Всемирную федерацию стрельбы из лука - World Archery (WA) в 2010 г.

Данные, представленные в табл. 1, также подтверждают спортивный принцип «от количества к качеству». В финале Кубка мира на сегодняшний день участвуют всего 32 спортсмена (не более 2 чел. от страны в одной группе). Однако рейтинг соревнований, количество ведущих стран-участниц в спортивной стрельбе из лука и звезды мировой уровня позволяют в полной мере привлечь к ним спонсоров, партнеров и средства массовой информации.

Результаты анкетирования, полученные благодаря оценке мнения специалистов широкого профиля в сфере ФКиС (табл. 2), подтвердили правильность выбранного нами теоретического обоснования в подходе к развитию спортивной стрельбы из лука в России.

Значимые факторы, имеющие влияние на популяризацию и повышение зрелищности спортивной стрельбы из лука, приведены ниже:

В группе с высокой значимостью выделились такие факторы, как:

Государственная финансовая поддержка (65,3 %);

Организация и проведение международных соревнований (60,2 %);

Интернет (58,7 %);

Телевидение (53,6 %).

Невзирая на разницу в возрасте и стаж работы в сфере физической культуры и спорта респонденты были едины в определении первых четырех факторов, различалось только расположение факторов в группе.

Таблица 1. Результаты анализа статистических документов по проведению этапов и финалов Кубка мира по стрельбе из лука

Год и место проведения финала Кубков мира Сумма участников 4 этапов Кубков мира Количество участников финала Кубков мира Количество стран-участниц в фин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

ЖЕЛЕЗНЯК Ю.Д. - 2011 г.

  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ РАЗМИНОЧНОГО МАССАЖА НА ТОЧНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА

    ВЛАСОВА Н.А. - 2009 г.

    • Специальность ВАК РФ13.00.04
    • Количество страниц 141

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ В АСПЕКТЕ «ВОСТОК-ЗАПАД».

    1.1. Особенности культур Востока и Запада.

    1.2. Изучение культур Востока и Запада как фактор их взаимообогащения в сфере физического воспитания и спорта.

    1.3. Научно-методические предпосылки развития стрельбы из лука в России.

    ГЛАВА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРЕЛЬБЫ ИЗ

    ЛУКА НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ.

    2.1. Зарождение стрельбы из лука.

    2.2. Особенности конструкции лука в странах Востока и Запада.

    2.3. Развитие военной и соревновательной стрельбы из лука на Западе и Востоке.

    2.4. Спортивная стрельба из лука в СССР и современной

    ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРЕЛЬБЫ ИЗ

    ЛУКА В АЗИИ.

    3.1. Особенности монгольской, китайской, японской и корейской стрельбы из лука.

    3.2. Бурятская стрельба из лука.

    3.3. Стрельба из лука в Байкальском регионе.

    Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

    • Соревновательно-тренировочная деятельность спортсменов-единоборцев в условиях межкультурного диалога Востока и Запада 2012 год, доктор педагогических наук Сагалеев, Андрей Сергеевич

    • Педагогический потенциал физической культуры и спорта традиционных праздников монгольских народов 2010 год, кандидат педагогических наук Манжуев, Геннадий Николаевич

    • Спортивные организации и массовое физкультурное движение Иркутской области в конце XIX - середине XX в. 2006 год, кандидат педагогических наук Шохирев, Вадим Владимирович

    • Особенности национальных видов борьбы у народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля 2000 год, доктор педагогических наук Дашинорбоев, Валерий Дугаржапович

    • Государственная политика и деятельность общественных организаций в становлении и развитии олимпийского движения в России 1952-2008 гг.: на материалах Краснодарского края 2010 год, кандидат исторических наук Антипцев, Олег Юрьевич

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и ее современное состояние»

    Актуальность исследования. В современном спорте представители как западных, так и восточных школ добиваются выдающихся успехов. В этом аспекте вопрос дальнейшего прогресса российского спорта является весьма важным, поскольку Россия - евроазиатская страна, и в ее пределах наиболее многогранно и полно реализуется процесс взаимообогащения культур Востока и Запада.

    Необходимо отметить, что успехи стран Востока в спорте стали возможными в значительной степени благодаря тому, что они, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить достижения западного мира и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. И сегодня обмен опытом между восточными и западными школами спорта становится все более интенсивным.

    Таким образом, для наиболее полного соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимного обмена культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта требуются целенаправленные усилия практиков и ученых в осуществлении частных и обобщающих спортивно-педагогических исследований. Вместе с тем анализ литературы показывает, что работ в этом направлении все еще недостаточно.

    Все вышесказанное определяет необходимость и актуальность данного диссертационного исследования.

    Объект исследования - физическое воспитание и спорт в культурах Востока и Запада.

    Предмет исследования - историко-педагогические предпосылки развития и современное состояние стрельбы из лука.

    Цель исследования - выявить и обобщить прогрессивный опыт развития стрельбы из лука в культурах Востока и Запада.

    Рабочая гипотеза. Предполагается, что выявление и использование передового опыта культур Востока и Запада позволит повысить качество и эффективность процессов обучения и тренировки стрелков из лука от начинающих спортсменов до мастеров международного уровня, а также будет способствовать повышению эффективности подготовки квалифицированных специалистов.

    Задачи исследования:

    1) Выявить историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука.

    2) Определить общие черты и характерные особенности стрельбы из лука в культурах Востока и Запада.

    3) Изучить современное состояние стрельбы из лука.

    Методы исследования. Историографические методы: историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный, хронологический, периодизации, классификации, структурно-системный, актуализации. Этот методологический комплекс позволил изучить развитие стрельбы из лука в " разных частях света и в различные исторические периоды.

    Методы формальной логики (существования, отношения, сопоставления, сравнения и выбора предметов) увеличили область соприкосновения использованной методологии с практикой физического воспитания.

    С помощью статистического метода наглядно представлены данные по развитию стрельбы из лука в исследуемый период.

    Теоретико-методологическая основа исследования.

    Концепция обобщения достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта"ОКалмыков С.В., 1994-2005).

    Современные концепции теории и истории физической культуры и спорта^(Кун Л., 1982; Матвеев Л.П., 1977-2005; Пономарев Н.И., 1970; Родиченко B.C., 1996; Санданов Б.Д., 1990; Столбов В.В., 1983 и др.).

    Научная новизна работы состоит в следующем:

    1) на основе системного подхода раскрыты исторические и "педагогические предпосылки развития стрельбы из лука в культурах Востока и

    2) выявлены конструктивные особенности лука у различных народов мира;

    3) показана роль лука и отношение общества к нему в культурах Востока и Запада;

    4) исследовано современное состояние, охарактеризованы этапы развития спортивной стрельбы из лука в связи с Олимпийскими играми, выявлены тенденции в изменении соотношения сил на мировой арене и в эволюции правил соревнований.

    Теоретическая значимость работы. В данном исследовании предпринята одна из первых попыток системного анализа эволюции стрельбы из лука в мире как результата взаимовлияния культур Востока и Запада.

    На основе сопоставления различных данных показано, что современный лук и стрельба из лука как вид спорта представляют собой результат многовекового взаимопроникновения культур Востока и Запада. В результате анализа историко-сравнительных данных выявлены особенности и закономерности процесса развития стрельбы из лука.

    В целом результаты исследования дополняют знания и сведения в области истории и управления физической культурой.

    Практическая значимость состоит в том, что обобщенные в работе материалы исследований могут быть использованы в качестве теоретического материала и практических рекомендаций в работе тренеров детско-юношеских спортивных школ, учителей физической культуры и преподавателей высших и средних учебных заведений; в составлении учебных программ, пособий, при разработке лекций и спецкурсов и подготовки дипломных работ.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Выявлены историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука.

    2. Общие черты и характерные особенности стрельбы из лука в культурах Востока и Запада, касающиеся конструкции, роли, значения и отношения к ней в обществе.

    3. Современная стрельба из лука, представляет собой вид спорта, сочетающий в себе новейшие достижения различных областей научного знания. В своем развитии этот вид спорта прошел ряд этапов, связанных с включением или отсутствием в олимпийской программе. Тенденциями развития стрельбы из лука являются коммерциализация, изменение правил соревнований в сторону повышения зрелищности, рост конкуренции на мировой арене и улучшение достижений спортсменов азиатских стран.

    Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные исследования в области истории и теории физической культуры и спорта; использованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; строгой логикой осмысливания, описания и интерпретации фактического материала; преемственностью, взаимообусловленностью и непротиворечивостью результатов, полученных на разных этапах исследования.

    Апробация н внедрение результатов работы. Материалы исследования доложены и обсуждены на ежегодных научно-практических конференциях Бурятского государственного университета 1996-2005 гг., девяти региональных и международных конференциях в Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Улан-Баторе (1993-2005 гг.). Результаты исследования используются в учебно-тренировочном процессе стрелков из лука БГУ, сборных Бурятии, Агинского бурятского автономного округа, Читы, учащихся ДЮСШ, а также в процессе преподавания спецкурса.

    Структура н объем диссертации. Диссертация изложена на 141 странице компьютерного набора, включает 4 таблицы, 8 рисунков. Работа состоит из введения и 3 глав. В список литературы включено 162 источника, из них 11 зарубежных авторов.

    Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Гомбожапова, Ханда-Цырен Дугаровна

    1. Основными предпосылками развития стрельбы из лука как вида спорта являются многовековые традиции народов мира, самобытные педагогические системы воспитания, распространение лучших образцов лука благодаря межкультурным коммуникациям в течение многих столетий.

    Важнейшей предпосылкой развития современной стрельбы из лука является создание ФИТА, деятельность МОК, проведение крупнейших мировых соревнований, включение ее в программу Олимпийских игр, достижения науки и техники в области получения высокотехнологичных материалов и разработки новейших конструкций, широкий международный обмен опытом подготовки высококлассных спортсменов.

    2. Анализ процесса развития стрельбы из лука показывает, что общим является то, что лук - это величайшее открытие всего человечества, оружие планетарного масштаба, первоначально служившее основным средством добычи пищи и защиты, стало важнейшим фактором не только выживания, но и прогресса всего человечества.

    Стрельба из лука в культурах Востока - необходимый охотничье-военный атрибут человека, не имеющая конкуренции, находится под духовным влиянием конфуцианства и буддизма, является средством достижения особых глубинных состояний человека и включена в самобытные этнопедагогические системы воспитания подрастающего поколения.

    На Западе лук - обычное, конкурирующее с другими видами оружие, имеющее сугубо утилитарное значение для охоты и военных действий.

    3. В настоящее время стрельба из лука представляет собой высокоорганизованный, имеющий соответствующую материально-техническую базу и основанный на высоких технологиях вид спорта. Подготовка спортсменов в ведущих школах мира включает в себя современные методики тренировки с использованием разработок в области спортивной педагогики, психологии, биомеханики и медицины.

    Международная федерация стрельбы из лука ведет работу по дальнейшему повышению зрелищности этого вида спорта, для этого в соревнования введена система, предусматривающая выбывание спортсменов после поражений в спаррингах.

    4. В мировой стрельбе из лука на фоне повышения конкуренции, прослеживается тенденция роста уровня достижений азиатских спортсменов, среди которых представители восточной части российской школы занимают одно из лидирующих мест.

    Богатые традиции, популярность, высокий уровень кадрового обеспечения, внедрение современных технологий подготовки в учебно-тренировочный процесс позволяют спортсменам Байкальского региона Российской Федерации входить в число ведущих спортсменов мира.

    Заключение

    В данном исследовании выявлены общие черты и особенности стрельбы из лука в культурах Востока и Запада, в отношении конструкции, роли, значения и отношения к ней в обществе.

    Показано, что стрельба из лука, представляет собой вид спорта, сочетающий в себе достижения различных областей научного знания.

    В своем развитии этот вид спорта прошел ряд этапов, связанных с включением или отсутствием в олимпийской программе. При этом тенденциями развития стрельбы из лука являются коммерциализация, изменение правил соревнований в сторону повышения зрелищности, рост конкуренции на мировой арене и улучшение достижений спортсменов азиатских стран.

    В целом выявлены историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука и состояние этого вида спорта в настоящее время.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гомбожапова, Ханда-Цырен Дугаровна, 2006 год

    1. Авдусин Д.А. Основы археологии.- М., 1989.

    2. Анучин Д.Н. Лук и стрелы: Археологический очерк.- М.,1887.

    3. Аркин Я. Звени тетива. О конструкции современных спортивных луков и стрел // Физкультура и спорт.-1959.-№ 8.-С. 18-19.

    4. Арчвадзе Л.Е., Мониева Э.С. Электромиографический анализ изготовки и выполнения выстрела у высококвалифицированных стрелков из лука // Материалы Н-го съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине.-Тбилиси, 1986.-Ч. 2.-С.278-280.

    5. Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений).-Новосибирск: Наука.-1984.

    6. Балдаев С.П. Несколько замечаний о «зэгэтэ-аба» // Краткие сообщения БКНИИ.- Сер. ист.-филол.- Улан-Удэ, 1962.-Вып.4. С.97-99.

    7. Балов А.Ш. Основы баллистики стрельбы из лука: Учеб. пособ.-М.: ВПА, 1975.

    8. Балов А.Ш., Воложанин С.Д., Джафаров М.А., Заневский И.Ф. Оптимизация точностных движений стрелков из лука с применением технических средств // Биомеханика спорта: Тез. докл. VI Всесоюз. конф. -Чернигов, 1989.-С. 16-17.

    9. Бальбуров А.А. Поющие стрелы.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972.

    10. Бальжнев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей.-Улан-Удэ, 1971.- 78 с.

    11. Бардамов Г.Б., Фомин В.А. Использование народных видов единоборств и игр в учебном процессе // Народная педагогикавоспитания детей, подростков и молодёжи: Матер. VII Виноградовских чтений. -1993.-Ч.2.-С. 242-244.

    12. Басаева К.Д. Традиционные обычаи и обряды западных бурят, связанные с рождением и первыми годами жизни ребёнка // Этнографический сборник. -Улан-Удэ, 1974.- Вып. 6.-С.28-42.

    13. Батуева Т.Б. Народы Сибири в трудах западноевропейских исследователей XVII XIX вв.-Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1995.-108 с.

    14. Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте.-М.: Физкультура и спорт, 1983.- 128 с.

    15. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. М. «Физкультура и спорт», - 1971.

    16. Бударина О.Д., Десятникова Л.Л. Совершенствование системы высококвалифицированных спортсменов // Тезисы докл. XV респ. науч.- практ. конф.- Ереван, I986.-C. 94-96.

    17. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа.-Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1993.-136 с.

    18. Вамбоцыренов И. Аба-хайдак, облава у хоринских бурят // ИВСОРГО.- 1890.--N» 2.- С.29-34.

    19. Ванаев Г.В., Худадов Н.А., Фролов О.П. Влияние свойств личности спортсменов на их деятельность // Психология спортивной деятельности.-М., 1978.-С. 32-36.

    20. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1998.- 134 с.

    21. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.-М.: Физкультура и спорт, 1970.

    22. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Улан-Удэ, 1995.- 109 с.

    23. Гагонин С.Г. Историко-философские и теоретические основы спортивно-боевых единоборств: Учеб. пособ.-СПб.:СПбГАФК, 1999.-78 с.

    24. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства как синтез культур Востока и Запада // ТиПФК.-1996.-№9.-С.63.

    25. Глинский Е.А. О технике стрельбы из лука у народов северо-востока Сибири // Сов. этнография.-1987.- № 6.-С. 100-109.

    26. Горбунов Г.Д. Психология и спорт // Теория и практика физической культуры.-1996.-N 12.-С. 15-17.

    27. Гордиенко Г.А. Альманах по стрельбе из лука за 40 лет: Сборник статей, планов, отчётов, документов, архивных материалов.-М., 1997.

    28. Гордиенко Г.А. Материальная часть для стрельбы из лука: Метод, рек-ции.-. М., 1977,- 62 с.

    29. Гордиенко Г.А., Сидорук В.В. Изготовка при стрельбе из лука // Разноцветные мишени.-М.: Физкультура и спорт, 1979.

    30. Государев Н.А. Так становятся чемпионами (комментарии психолога). М.:Физкультура и спорт, 1989.-190 с.

    31. Григорян Э.А., Агаян Э.С., Топоян P.M. Методы определения результативности и стабильности стрельбы у лучников // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов,- М., 1981.-С. 89-90.

    32. Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзового и раннего железного веков лесостепного Забайкалья.-М.: Изд-во Наука, 1981.

    33. Гумилёв J1.H. Древняя Русь и Великая степь.-М.: Мысль, 1989.-764 с.

    34. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика.-М.:ИКЦ «Академкнига», 2002.

    35. Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори.- Улан-Удэ: БНЦСО РАН, 1995.- 191 с.

    36. Дашинорбоев В.Д. Единоборства у народов России, СНГ и азиатских стран (на примере борьбы).-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,1999.-304 с.

    37. Дашинорбоев В.Д. Особенности национальных видов борьбы у народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-СПб, 2000.-46 с.

    38. Дементьев B.JI., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах // Теория и практика физической культуры.-1986.-Ы10.-С.37-39.

    39. Десятникова J1.JT. Формирование у студентов профессиональных умений для выявления и исправления ошибок в технике стрельбы из лука: Метод, разраб. для студентов специализации и слушателей факультета усовершенствования ГЦОЛИФКа.-М., 1987.

    40. Доржиева Ж.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят (по материалам народной педагогики): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Фрунзе, 1981. - 22 с.

    41. Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России (очерк о социально-экономическом и политическом развитии бурятских племён в XIII-XVII вв.). Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990. -Ч. 1. - 176 с.

    42. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят.-Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1991.-175 с.

    43. Жаргалов Д. Облавные охоты до и после Чингисхана.-Иркутск: «Имя», 1996.

    44. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов.-М.:Физкультура и спорт, 1976.

    45. Жилина М.Я. Построение тренировочного процесса квалифицированных стрелков на основе программирования тренировочной нагрузки // Теория и практика физической культуры.-1995.- № 3.-С.40-42.

    46. Иэнага С. История японской культуры.- М., 1972.

    47. Калиниченко Н.А. Современные тренировки стрелка из лука // Сб. науч.-методич. работ.- Киев: Комитет по ФКиС УССР, 1972.

    48. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте.-Улан-Удэ.:Бурят. кн. изд-во, 1993.-104 с.

    49. Калмыков С.В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов единоборцев.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1994.-151 с.

    50. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: Дис. .докт. пед. наук в виде науч. доклада.-М., 1994.-60 с.

    51. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. Монография. - Омск: СибГАФК, 1998.-324 с.

    52. Ким Н.В. Материалы Ф.Ланганса о культуре и быте бурят // Культура и быт народов Бурятии.- Улан-Удэ, 1965.-С.153.

    53. Кольби С.Б. Первая стрела / Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1974.

    54. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники).-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976.

    55. Конопацкий А.К. Древние культуры Байкала (о.Ольхон).-Новосибирск: Издательство «Наука», 1982.

    56. Конрад Н. И. Философия китайского Возрождения (о сунской школе)//Запад и Восток.- М., 1966.

    57. Конрад Н. И. Древняя история Японии // Избр. труды. История.- М., 1974.

    58. Корепберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа.-М.: Физкультура и спорт, 1979.- 208 с.

    59. Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания.-М.: Физкультура и спорт, 1986.

    60. Косыгина Л.В. Совершенствование управления подготовкой квалифицированных стрелков из лука на основе применения традиционных методов восточных систем: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Улан-Удэ, 2000.-24 с.

    61. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте / Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- 224 с.

    62. Кривцов В. Предисловие // Иэнага Сабуро. История японской культуры.-М., 1972.

    63. Кроль Ю. Л. Проблема времени в китайской культуре и «Рассуждения о соли и железе» Хуань Хуаня // Из истории традиционной китайской идеологии.- М., 1984.

    64. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена.-М.: Советская Россия, 1975.

    65. Кулинко Н.Ф. Истории и организация физической культуры: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. Воспитание».- М.: Просвещение, 1982. 223 с.

    66. Кургузов В.Л. Восток-Россия-Запад: Теория и практика межкультурной коммуникации: Очерки лекционного курса.-Улан-Удэ: Изд.-полиграф. компл. ВСГАКИ, 2003.-351 с.

    67. Курников С.Н. Конфликтное взаимодействие борцов в схватке при различных стратегиях в греко-римской борьбе // Теория и практика физической культуры.-1999.-Ы2.-С.22-26.

    68. Лбова Л.В. Палеолит северной зоны Западного Забайкалья.-Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000- 240 с.

    69. Лбова Л.В., Махзина Е.А. Древности Бурятии. Карта археологических памятников.- Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -24.

    70. Логиновский К.Д. Игры бурят Восточного Забайкалья //Записки Читинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества.-1897.- Вып. II.-C.45-56.

    71. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение // Теория и практика физической культуры.-1991. N* 4.- С.2-10.

    72. Лхагвасурэн Г. Национальные спортивные традиции Монголии // Теория и практика физической культуры.-1981.-№ 1.-С.52-53.

    73. Малков О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности // Теория и практика физической культуры.- 1999.-N2.-C.45-50.

    74. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-120 с.

    75. Мантатова Л.В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации.-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.-242 с.

    76. Матвеев Л.П. Основы спортивной треиировки.-М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.

    77. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие.-М.: АСАИ,1966.

    78. Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят.-Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1993.-83 с.

    79. Мониева Э.С., Арчвадзе Л.Е. Время двигательной реакции у стрелков лучников высшей квалификации // Материалы II -го съездапо лечебной физкультуре и спортивной медицине.- Тбилиси, 1986.-Ч.2.-С.284-285.

    80. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: К постановке проблемы.-Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1994.-206с.

    82. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена / Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.

    83. Номтоев Ц. Шагай наадан.- Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во,1966.

    84. Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монголии в 1947 г. // Вестник древней истории.- 1948.-№3(25).-С.155-163.

    85. Окладников А.П. История и культура Бурятии: Сб. статей,-Бурят. кн. изд-во, 1976.-459 с.

    86. Окладников А.П. Итоги и узловые проблемы изучения палеолита в СССР за 40 лет.-1957.- №4.

    87. Орлов В., Гачечиладзе Я. Изометрический метод развития силы в подготовке стрелка // Разноцветные мишени: Ежегодник.-М., 1982.

    88. Очиров П.Т. Земля Мэргэнов.-Улан-Удэ: ГУП Изд. дом «Буряад унэн», 2003.-104 с.

    89. Очиров С.Д. Первый мэргэн Бурятии.-Улан-Удэ: Изд. дом «Буряад унэн», 2003.- 60 с.

    90. Паллас П.С. Путешествие по разным местам российского государства.-СПб.: Изд-во Имп. АН, 1788.-Ч 3, Кн.1. 480 с.

    91. Пересыпкин О., Честной А. Лук, тетива и стрелы // Стрельба из лука как спорт.- Физкультура и спорт.-1955.-№ 4.- С.30.

    92. Петросян П.М., Резников В.Г. О положении лука при прицеливании // Разноцветные мишени.- М., 1983.

    93. Петросян П.М., Резников В.Г. Кинематика выстрела из лука // Сб. информ.-методич. матер, (в помощь тренеру по стрельбе из лука.-М., 1975.

    94. Петросян П.М., Резников В.Г. Некоторые вопросы теории выстрела из спортивного лука.-М.:Физкультура и спорт, 1983.

    95. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 286 с.

    96. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки,-Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1984.-352 с.

    97. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.- М.:Физкультура и спорт, М.-1970.

    98. Потанина А.В. Буряты. Этнографический очерк // Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю: Сб. статей А.В.Потаниной.-М.: Изд-е геогр. отд. императ. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1895.-С.1-47.

    99. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях.-М.: Посредник, 1905.-60 с.

    100. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.-64 с.

    101. Рыгзынов С.Р. Национальные традиции физической культуры и спорта в Агинском автономном округе // Традиции и инновации в системе образования: Матер, per. науч.-практич. конф.-Чита, 1998.-С.86-87.

    102. Сагалеев А.С. Тактика соревновательной деятельности в связи с этнопсихологическими особенностями борцов вольного стиля: Дис. .канд. пед. наук.-Улан-Удэ., 1998.- 214 с.

    103. Сагалеев А.С. Феномен бурного прогресса спорта в азиатских странах // Современный олимпийский и массовый спорт в контексте «Восток-Запад»: Матер. III Междунар. науч.-практич. конф.-Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005.-С.32-34.

    104. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро монголы в Азии и Европе: Сб. статей. - 2-е изд.-М.: Наука, 1977.-С.23-45.

    105. Санданов Б.Д. Физическая культура и спорт в Бурятской АССР (1917-1957 гг.): Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1968.

    106. Санданов Б.Д. Сурхарбан.- Улан-Удэ.: Бургиз, 1964.-88 с.

    107. Санданов Б.Д. Физическая культура и спорт в Бурятии.-Улан-Удэ: Бурят, кн. нзд-во, 1968.-164 с.

    108. Санданов Б.Д. Стрелы летят в цель.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989.

    109. Санданов Б.Д. История развития физической культуры и спорта школьников в Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. - 144 с.

    110. Санданов Б.Д. Эрын гурбан наадан.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993.- 160 с.

    111. Сафронова Г.Б. Физиологические механизмы двигательного навыка в стрельбе из лука: Метод. реком.-М., 1980.-38 с.

    112. Сафронова Г.Б. Система восстановительных мероприятий в стрельбе из лука: Метод, реком.- М., 1983.-24 с.

    113. Сафронова Г.Б. Влияние стрелковых нагрузок разного объёма и интенсивности на структуру спортивного результата и функциональные показатели у высококвалифицированных стрелков из лука // Тез. Всесоюз. науч. конф. М., 1990.-С.220-221.

    114. Семёнов В.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье (1900-1941 гг.): Дис. .канд. пед. наук.-Улан-Удэ, 1999.-169 с.

    115. Сидорук В.В. Стрельба из лука. Анализ подготовки и участия советских спортсменов в XXI летних олимпийских играх 1976 года / Сидорук В.В., Балов А.Ш., Калиниченко Н.А., Сафронова Г.Б., Земцова Н.К.- Метод, реком.- М., 1977.

    116. Симоновская Л. В. Аграрные отношения в феодальном Китае // Историография стран Востока (проблемы феодализма).-М., 1977.

    117. Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А.Козина.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.

    118. Степанянц М.Т. Восточная философия: Восточный курс. Избранные тексты. 2-е издание, исправленное и дополненное.-М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001.-511 с.

    119. Столбов В.В. История физической культуры: Учеб.для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» М.: Просвещение, 1989.- 188 с.

    120. Стрельба из лука: Правила соревнований. М.: Советский спорт, 1991.-38 с.

    121. Суслов В.А. Стрельба из лука. В помощь преподавателю // Физическая культура в школе.-1989.-№ 6.-С.31-34.

    122. Тевяшов Е.Е. О назначении боевых отверстий на втулках бронзовых наконечников скифских стрел.- Спб., 1910.

    123. Теруншвили Т.Н., Арчвадзе JI.E. Метод оценки техники стрельбы из лука // Сб. трудов / Грузинск. ГИФК.- Тбилиси, 1982.- Т. XIII.- С. 137-140.

    124. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и агинских бурят // Бурятские летописи / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Ц.П.Ванчикова (Пурбуева).-Улан-Удэ, 1995.- С. 5-35.

    125. Тугутов И.Е. Общественные игры бурят. Этнографический сборник.-Улан-Удэ: БКНИИ, 1961.-С.43.

    126. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика Агинских бурят.-Чита: Изд-воЗаб ГПУ, 1998.- 159 с.

    127. Тумунов Ж.Т. Игры в общественной жизни бурят.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989.- 64 с.

    128. Турецкий В.Б. Обучение единоборцев конфликтным взаимодействиям в бою // Теория и практика физической культуры.-1993.-N2.-C.23-24.

    129. Улаханов К.М. Стрельба из лука в ДСШ.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1994. 86 с.

    130. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте.-М., Физкультура и спорт, 1975.

    131. Филатов А.Т. Эмоционально-волевая подготовка спортсмена. -Киев: Здоровье, 1982.

    132. Фомин В.А., Мантуров С.В. Вековой путь физической культуры и спорта в Бурятии. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2002. -72 с.

    133. Фомин В.А., Сагалеев А.С. Облавная охота источник ФК монголоязычных народов // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта. Матер, регион, науч.- практич. конф.-Чита, 1999.-С. 28-31.

    134. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе М., 1986.

    135. Хангалов М.Н. Зэгэтэ-аба облава на зверей у древних бурят//Собр. соч. -Т. 1-2. -Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во, 1958.

    136. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие: культурно-исторический очерк Монгольской империи.-2-е изд.-Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1991.- 196 с.

    137. Хилтухина Е.Г. Философия Всеединства в контексте проблемы «Восток-Запад» русских мыслителей.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002.-198 с.

    138. Цыбиков Г.Д. Избранные труды в двух томах.-2-е изд., перераб.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.

    139. Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во БГУ.-1998.- 288 е.; Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времён до XVII века).-2-е изд.-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.-266 с.

    140. Цыденжапов Ш.Н. Чингисхан (исторические очерки).-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.

    141. Чжун Ти-Вей. Стрельба из лука в Китае // Физкультура и спорт.-1955.-№ 4.-С.31.

    142. Чимитова С.Ц. Учёт национально-психологических особенностей в воспитательной деятельности // Педагоги о науке и образовании: Матер, науч.- практич. конф. М., 1993. - С. 48-50.

    143. Шагдаров С.Д., Очиров Б.Д. Игры и развлечения агинских бурят // Записки русского географического общества по отделению этнографии. С.-П., 1909.- 34 с.

    144. Шилин Ю.Н. Использование методов пспхорегуляции в разминке стрелков из лука // Тез. докл. X всесоюз. науч.- практич. конф. психологов спорта.-М., 1989.-С. 188-189.

    145. Шилин Ю.Н. Регуляция психических состояний стрелков из лука: Метод, рек-ции.- М., 1993.- 30 с.

    146. Шилин Ю.Н. Физическая подготовка стрелков из лука: Лекция для студентов Академии.- М., 1995.-25 с.

    147. Шишипш М.В. Олимпиада, олимпиада. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 112 с.

    148. Boxer C.R. The Christian Century in Japan (1549-1650). L.,1951.

    149. Doppelt G. Finocchiaro on Rational Explanation // Synthese.-1985.- Vol. 62.- N 3.-Dordrecht.

    150. Fromm.E. The Art of Loving.- N. Y., 1962.

    151. Hisimatsu Sh. Zen and the Fine Arts.- Tokyo, 1983.

    152. Porkett M. The Different Task of Blending Chinese and Western Science: The Case of Modern Interpretation of Traditional Chinese Medicine

    153. I Exploration in the History of Science and Technology in China.- Shanghai, 1982.

    154. Sivin N. Why The Scientific Revolution did not Take Place in China -or didn"t it? // Exploration in the History of Science and Technology in China.- Shanghai. 1982.

    155. Spinner H.F. Pluralismus als Erkenntnismodell.- Francfurt a.M.,1974.

    156. Suzuki D.T., Fromm E., Martino R. de. Zen Buddhism and Psychoanalysis. N.Y., 1963.

    157. Toynbee A. Art: Communicative or Esoteric? // On the Future of Art N.Y.,1949.

    158. Toynbee A., Ikeda D. The Toynbee Ikeda Dialogue.- Tokyo.-New York-San-Francisco, 1982.

    159. Wang Y.C. Chinese Intellectuals and the West. 1882-1949.-Chapel Hill, 1972.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.