Бодибилдинг

Фигурное катание артур гачинский. Артур гачинский, биография

Российский фигурист Артур Гачинский, перешедший на подготовку к Татьяне Тарасовой, объяснил, в чем разошелся во взглядах со своим многолетним наставником Алексеем Мишиным, а также отметил, что начал учиться фигурному катанию заново.

- Как долго вы шли к решению вернуться в Москву?

Последние два года. Меня не устраивали результаты, и постепенно вырисовывалось решение поменять город, тренера, обстановку, себя, свой стиль катания, имидж — все! Я пробовал что-то поменять и раньше. Задумывался о том, что отношусь к тренировкам и к самому себе недостаточно требовательно, пытался постоянно все это контролировать, но понимал, что результата как не было, так и нет. Декабрьский чемпионат России всего лишь стал последней каплей.

- Своему тренеру вы сказали об этом сразу?

Алексею Николаевичу? Да. Официально объявлять о переходе в середине сезона было нельзя — я мог запросто угодить под дисквалификацию. Наверное, все получилось не очень красиво по отношению к тренеру. Просто наши пути в определенный момент разошлись. Я старался выкладываться на каждой тренировке. Не тусовался, не халтурил. Может быть, я просто вырос. Пока был маленьким, просто слушал все, что говорил тренер. И беспрекословно выполнял. А по мере взросления у меня стал меняться взгляд на жизнь, на то, что я делаю. Я перестал делить окружающий мир на черное и белое, стал понимать, что существуют полутона. Пришло какое-то внутреннее осознание того, что я — мужчина. И должен принимать самостоятельные решения относительно своей жизни.

На этом фоне у нас с тренером стали возникать спорные, скажем так, ситуации. И ощущение внутренней неудовлетворенности, психологического дискомфорта становилось все более сильным. Возможно, именно поэтому я перестал прогрессировать как спортсмен.

- Как вы относились к тому факту, что Плющенко вернулся в любительский спорт и намерен выступить в Сочи?

Давайте я не буду об этом говорить? В целом моя политика такова: если человек хочет — пусть идет и делает. Не хочет — не нужно его заставлять. Просто я никогда не был сторонником того, чтобы спортсмену что-то давали за прежние заслуги.

- Когда пошли разговоры о том, что вы ищете тренера, называли разные имена. Почему Тарасова?

Когда я вернулся в Питер после чемпионата России, то решил, что вообще не буду продолжать кататься. Сказал маме, что мне все надоело. Что не вижу какого-то дальнейшего будущего в фигурном катании. Ну и неудачи достали. Так что на пару дней я ушел в совершенно другую жизнь. Нормальную.

- Это как?

Ходил в кино, гулял ночами по городу, играл в компьютер, пока голова на стол не падала. И как-то очень быстро устал от этого. Вот и позвонил Тарасовой. Попросил о помощи. Сказал, что хочу поменять все — вплоть до того, чтобы завести новый спортивный дневник и заново «построить» себя. Шестого января я приехал в Москву, мы встретились. Татьяна Анатольевна подготовила мне небольшой план работы, и по этому плану я начал работать в ЦСКА с Сашей Успенским и Максимом Завозиным. Это было просто катание — работа над скольжением. Никаких прыжков, никаких вращений — только шаги. Я заново учился их делать — как маленький ребенок. Крюки, выкрюки, петли, чоктау…

- Раньше, получается, не умели?

Раньше просто никогда не акцентировал на этом внимания. Не говоря уже о таких вещах, как тянуть носок свободной ноги. Для меня это было совершенно необычно и непривычно. Но понимал, что все это необходимо — если вообще на что-то рассчитывать в фигурном катании. Параллельно залечивал старую травму спины. Прыгать начал только после того, как Тарасова вернулась в Москву с Олимпийских игр. Тогда же мы начали ставить программы. В апреле Тарасова уехала в Америку, и, пока ее не было, я продолжал кататься с Еленой Германовной (Буяновой), готовился к апрельскому шоу в Лужниках. Не могу сказать, что это была очень напряженная работа — сильно нагружать спину мне пока еще нельзя.

- Летний отпуск у вас предполагается?

Вообще я за всю свою карьеру никогда не ездил отдыхать. На море был только на сборах. А так, чтобы приехать, пойти на пляж и ни о чем не думать, — такого не случалось ни разу в жизни. У Алексея Николаевича это было не принято.

Артур Гачинский - известный российский фигурист. Выступал с одиночными программами. Завоевывал медали разного достоинства на чемпионатах мира и Европы. Имеет звание мастера спорта международного класса.

Биография спортсмена

Артур Гачинский родился в Москве в 1993 году. В детстве активно катался на роликах, в шесть лет начал заниматься фигурным катанием. Из столицы в город на Неве его семья переехала в 2002 году.

Здесь у него впервые появился свой личный тренер. Им стал Алексей Мишин, выступавший ранее в парном катании с Тамарой Москвиной. В свое время он выигрывал чемпионат СССР, завоевывал серебряные медали на чемпионате мира в американском Колорадо-Спрингс и чемпионате Европе в шведском Вестеросе.

Гачинский добивался серьезных успехов на детских соревнованиях. Причем тогда на них выступал под фамилией своей матери - Хиль.

Дебют на взрослых турнирах

Первых успехов Артур Гачинский добился в 2006 году, когда стал третьим на российском первенстве среди юниоров. В следующем году Федерация фигурного катания приняла решение разрешить ему участвовать во взрослом первенстве страны. На тот момент ему было всего 13 лет.

Это было уникальное решение. Никогда раньше такой молодой спортсмен не участвовал в российском первенстве. Всего на лед выходили 18 участников. Гачинский набрал 161 балл и занял 14 место. Победителем того турнира стал Андрей Грязев, набравший более 222 баллов.

Начиная с 2008 года, выступал на международной арене. Отобрался в финал Гран-при среди юниоров. Это ежегодные соревнования, в которых выступают лучшие спортсмены сезона. Артур Гачинский занял восьмое, последнее, место. В том же году еще раз выступил на чемпионате России. На этот раз стал девятым. Победу же одержал Сергей Воронов.

Первые награды

В следующем сезоне Гачинский снова отобрался на юниорский Гран-при и снова занял там последнее место. Он попал в состав сборной России на юниорский чемпионат мира, но снялся за несколько дней до старта из-за серьезной простуды. Следующий чемпионат мира среди юниоров для него сложился более удачно. Он стал третьим, уступив только китайцу Сун Наню и японцу Юдзуру Ханю.

На российском первенстве выступил на прошлогоднем уровне, заняв 10 место. В 2010 году стал 13-м на российском первенстве, тогда наступила эпоха Евгения Плющенко. Именно он завоевал золотую медаль.

2011 год стал ключевым в карьере спортсмена. На российском чемпионате он выступил как никогда успешно, завоевав серебряную медаль. Константину Меньшову, занявшему первое место, он уступил около 14 баллов.

На следующий сезон он повторил свое достижение. На этот раз победа досталась Евгению Плющенко, который получил на 5 баллов больше за каждое выступление, чем Артур Гачинский. Фигурист, фото которого стали появляться в спортивных изданиях, не сдавался. Однако на следующий год и вовсе не попал на пьедестал, оставшись четвертым. Победа вновь у Плющенко. Основные соперники Артура - Воронов и Меньшов, второй и третий соответственно.

В 2014 году меняет тренера Артура Гачинский. Фигурист готовит свежие номера, однако на чемпионате России вновь не завоевал медалей. Занял шестое место. Триумфатором первенства на этот раз стал Максим Ковтун.

И в 2015 году Гачинский - шестой. В декабре он объявил о завершении карьеры.

Программы

В мир фигурного катания Гачинский пришел с короткой программой "Фламенко" - ярким, экспрессивным испанским танцем. В произвольной программе он покорял судей танцем по мотивам произведения "Ромео и Джульетта" на музыку итальянского композитора Нино Рота. А в показательных выступлениях катался под Элвиса Пресли.

За свою карьеру он подготовил несколько десятков номеров в короткой и произвольной программах. Выступал под саундтреки к фильмам "Мистер и миссис Смит" на музыку британского композитора Джона Пауэлла, "Анна Каренина" итальянца Дарио Марианелли, "Интервью с вампиром" американца Эллиота Голденталя, "451 градус по Фаренгейту" поляка Войцеха Киляра. И спользовал композиции Дмитрия Шостаковича, Томазо Альбиони, Кэйко Мацуи и Майкла Джексона.

Личная жизнь

По собственному признанию, решение о завершении карьеры далось Гачинскому достаточно легко.

Главными причинами стали многочисленные травмы, которые преследовали фигуриста практически каждый сезон. Из большого спорта он ушел в 22 года. К тому же спортсмен отметил, что остановился на месте в своем развитии, перестал совершенствоваться. Своим коллегам он пожелал удачи и сил превзойти японца Юдзуру Ханю, который в последнее время стал доминировать на международной арене.

Артур Гачинский, фигурист, и его жена намерены уделять больше времени себе и путешествовать. Об избраннице спортсмена известно немногое. В СМИ подробно освещалась история предыдущей избранницы Артура - фигуристки Катарины Гербольдт. Она также тренировалась у Мишина.

Они вместе ездили отдыхать на морские курорты и даже сняли квартиру, в которой стали жить вдвоем. Именно в этот период Гачинский добился основных успехов на российской и международной арене. Однако вскоре они расстались, причем инициатором была Катарина, которая заявила, что изначально не рассматривала эти отношения как долговременные.

Уже в 17 лет ученик Алексея Николаевича Мишина выиграл медаль чемпионата мира, а вскоре он стал вторым на чемпионате Европы… Казалось, петербуржец Артур Гачинский войдет в число великих, но не судьба. После смены тренера, безуспешной попытки начать все с нуля в Москве под руководством Татьяны Тарасовой, череды травм и разочарований Артур вновь вернулся на ледовую арену «Юбилейного», в группу Мишина, но уже в качестве молодого, начинающего тренера.

Тарасова меня перевоспитала

Решил вернуться, потому что у меня здесь мама, дом и семья, - объяснил Артур свое решение корреспонденту «Спорта День за Днем».

- Как на это отреагировал Алексей Николаевич?

Я приехал в Питер и буквально через пару дней в квартире моей мамы раздался звонок Мишина. Она перезвонила мне: «Алексей Николаевич просит, чтобы ты его набрал. Он не знает твой новый номер». Я позвонил. Алексей Николаевич предложил поработать его помощником. Мы встретились в «Юбилейном», пообщались, и буквально на следующий день я вышел на работу.

- Как бывшие товарищи по команде восприняли вас в новом качестве тренера?

- Они вас слушаются?

Куда им деваться? (Улыбается. ) Теперь я по статусу выше их. Шучу, конечно. Для меня работа тренером - это не власть над фигуристами, а ответственность за людей, которых ты тренируешь. Когда ты спортсмен, это тяжелый физический труд. Когда становишься тренером, то уже выкладываешься эмоционально и интеллектуально. Постоянно думаешь, строишь какие-то планы, голова постоянно занята.

- Есть амбиции как тренеру выйти на топ уровень?

Я ради этого и начал этим заниматься. Раньше моя амбиции носили чисто спортивный характер и касались только меня самого. Сейчас преследуется совсем иная цель. Хочу реализовать себя как тренер. Меня не беспокоит то, что я не смог завоевать те или иные медали. Не горю желанием еще раз постоять на пьедестале почета. Я начал все с нуля. Хочу теперь пройти этот путь как тренер.

- Чему вы научились у Татьяны Анатольевны Тарасовой?

Она дала мне закалку, характер. Она изменила полностью подход к тренировкам. Перевоспитала, можно так сказать.

- Чья тренерская модель станет для вас ориентиром - Татьяны Анатольевны или Алексея Николаевича?

Я бы их соединил.

Все разрушилось как карточный домик

- Что вы как тренер никогда не будете делать со своими спортсменами?

Я точно никогда не брошу своего спортсмена. Никогда не уйду в сторону. Между тренером и спортсменом должны быть абсолютно доверительные отношения.

- Дружеские отношения не помешают в работе? Все-таки многие ваши ученики - практически ваши ровесники.

Все наши великие тренеры, и Алексей Николаевич, и Татьяна Анатольевна, начинали свою карьеру в довольно молодом возрасте. Все зависит от спортсмена. Если он готов воспринимать информацию, которую ты даешь, все будет в порядке. Я научился в Москве тому, чего здесь нет, и теперь передаю фигуристам что-то новенькое. Вот вам конкретный пример. Сейчас я работаю с Алисой Лозко. Она съездила на свой первый этап юниорского Гран-при, получила четвертый уровень за «дорожку». Так что уже от моей работы уже есть какой-то результат. Посмотрим, что будет дальше.

- Вы завершили спортивную карьеру из-за травм?

Да, они посыпались одна за другой. Пролежав в очередной раз в больнице, я понял, что не хочу больше кататься. Жизнь длинная. Здоровье дороже. Чтобы быть впереди, надо было на каждой тренировке переступать через себя. Этого мое здоровье уже не позволяло.

- Как отреагировали семья, Татьяна Анатольевна?

Когда я привел им свои доводы, у них просто не было возможности мне возразить. Когда тренировочный процесс занимает две недели, а потом у тебя отваливается спина и в следующий выход на лед фактически начинаешь все заново, то, конечно, задумываешься: как в таком режиме можно двигаться вперед?

- Согласна.

Я уже и эмоционально был полностью убит. Сезон на носу. Работаешь так, что теряешь сознание. Но тут у тебя вылетает спина… Ты просто не можешь встать с кровати, и все рушится как карточный домик…

Имя Артура Гачинского - российского фигуриста в одиночном катании, периодически мелькает на страницах издательств и в социальных сетях Интернета. Были взлеты, были неурядицы, уход от тренера и даже из и возвращение... Но обо все по порядку.

Гиперактивный ребенок

Артур родился 13 августа 1993 года, жил с семьей в столице до девяти лет. Потом был переезд в Санкт-Петербург. Поскольку ребенок рос непоседой, его бурлящей энергии нужно было найти выход. Только в спорте гиперактивные дети могут правильно реализовать энергию, данную природой. Сначала мальчику купили ролики, на которых он бегал до шести лет, а затем была секция фигурного катания. Это было желание мамы-художницы соединить спорт и искусство. Но, как говорит сам фигурист, став на коньки, он буквально влюбился в и ему захотелось стать знаменитым фигуристом. Так началась спортивная биография фигуриста Артура Гачинского.

Тренер Алексей Мишин

Повезло Артуру с тренером. На него обратил внимание знаменитый российский тренер Алексей Мишин. Тренировки были насыщенны сложными элементами, которые нужно было не просто выполнять, а оттачивать мастерство на льду. Упорство и настойчивость Артура, которым можно было позавидовать, начали приносить первые результаты. Он шел к своей цели, которую поставил себе - кататься как Бог. На тренировках видел катание Евгения Плющенко, который также тренировался у Алексея Мишина. Первое время он, возможно, подражал старшему коллеге, но у Артура все-таки был свой стиль, своя манера исполнения сложных элементов и прыжков.

Первые победы

Первой заслуженной победой Артура Гачинского было третье место на чемпионате среди юниоров в 2006 году. В тринадцать лет он принял участие в чемпионате среди взрослых. Дебют состоялся. У Артура был 14-й результат. Целью участия была моральная подготовка парня к работе среди профессионалов. Личный тренер Артура - Алексей Мишин был доволен результатом, так как он опередил некоторых фигуристов, тем самым доказав, что его техника исполнения элементов выше.

Международный дебют сезона 2007/2008 - попадание в Гран-при среди юниоров. Серебро на российском чемпионате среди юниоров в следующем спортивном сезоне. На чемпионате мира по в 2011 году фигурист Артур Гачинский получает бронзовую медаль, а год спустя серебро на европейском чемпионате в Шеффилде. Обидно, что не золото, которое досталось Евгению Плющенко. Тем более что в короткой программе Гачинский все-таки опередил "короля льда".

Смена личного тренера

После европейского чемпионата катание Артура оставляло желать лучшего. Мощнейшие прыжки удавались через раз. Возможно, о себе давала знать травма спины, полученная при падении на тренировке, или возвращение в профессиональный спорт Евгения Плющенко и его победа на чемпионате Европы? Истинные причины известны были только самому фигуристу. Накопившиеся проблемы подводят Артура к решению кардинально поменять все в спортивной жизни. Он, ничего не объясняя своему тренеру, буквально сбегает из Санкт-Петербурга в Москву и начинает заниматься со знаменитым тренером Татьяной Анатольевной Тарасовой. Тренеры А. Успенский, Т. Тарасова и фигурист Артур Гачинский на фото ниже.

Обстановка на тренировках с новым тренером была другой. Как отмечал Артур, раньше катание было силовым, а с тренером Тарасовой акцент делался на техничность. К прыжкам приступил не сразу. По подготовленной Тарасовой программе Артур начал заниматься скольжением. Поменял коньки со срезанными каблуками и облегченными лезвиями на обычные. Начал прыгать четверные. На тренировках отрабатывается задание не на 100, а на 150 процентов. Начал понимать, что получает удовольствие от катания, возникло ощущение, что начал разговаривать со льдом. Но...

Поворот судьбы

Как заметил за два десятилетия от него уходили разные фигуристы. Уезжали в столицу. Но из ушедших успешным стал только Алексей Ягудин. Остальные все-таки не нашли себя. К ним он относит Артура. Для него неудивительно, что фигурист в конце 2015 известил Федерацию фигурного катания о завершении своей спортивной карьеры. Скорее всего, навалились травмы, напомнила о себе проблема со спиной. Да и морально он устал, ведь он начал принимать участие во взрослых чемпионатах России с тринадцати лет. Плюс психологическая травма непопадания на домашнюю Олимпиаду 2012 года при наличии предпосылок выиграть ее.

Татьяна Тарасова выдвинула предположение, что фигурист может вернуться в спорт, хотя вероятность невелика. Но в апреле 2017 года Артур Гачинский возобновил тренировки в Санкт-Петербурге как профессиональный фигурист. Он вернулся к Алексею Мишину. Пока о перспективах своего участия в турнирах Артур не говорит. Занимается восстановлением своей спортивной формы, катает программы, отрабатывает скольжение и прыжки. Считает, что состояние здоровья (спина и рука не беспокоят) пришло в норму. Амбиций у парня достаточно, да и цель есть. Просто к ней очень сложный и психологически трудный путь.

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

"Поменять все!" - в эту короткую фразу для Артура Гачинского уложился в последних числах декабря смысл всей его 20-летней жизни. Впрочем, это только сейчас звучит коротко и понятно. А тогда, с треском проиграв в Сочи отборочный предолимпийский чемпионат страны, фигурист вообще не понимал, чего хочет сильнее: навсегда оставить лед или все-таки сделать еще одну попытку чего-то добиться.

- Как долго вы шли к решению вернуться в Москву, Артур?

Последние два года. Меня не устраивали результаты и постепенно вырисовывалось решение поменять город, тренера, обстановку, себя, свой стиль катания, имидж - все! Я пробовал что-то поменять и раньше. Задумывался о том, что отношусь к тренировкам и к самому себе недостаточно требовательно, пытался постоянно все это контролировать, но понимал, что результата как не было, так и нет. Декабрьский чемпионат России всего лишь стал последней каплей.

- Своему тренеру вы сказали об этом сразу?

Алексею Николаевичу? Да.

- И как он отреагировал?

Можно я не буду об этом рассказывать?

- Конечно, можно. Просто я слышала, что Мишин был в ярости, узнав, что вы ездили в Москву на просмотр, не поставив его в известность.

Ну так вы все сами знаете... Официально объявлять о переходе в середине сезона было нельзя - я мог запросто угодить под дисквалификацию. Наверное, все получилось не очень красиво по отношению к тренеру. Просто наши пути в определенный момент разошлись.

- Обычно у каждой стороны в таких случаях есть своя версия. Лично мне казалось, что с возвращением Евгения Плющенко в любительский спорт Мишин перестал в достаточной мере уделять внимание другим ученикам, что со временем стало вызывать - и у вас в том числе - совершенно справедливое недовольство. Хотя, по версии Алексея Николаевича, вы просто недостаточно хорошо работали.

Я старался выкладываться на каждой тренировке. Не тусовался, не халтурил. Может быть, я просто вырос. Пока был маленьким, просто слушал все, что говорил тренер. И беспрекословно выполнял. А по мере взросления у меня стал меняться взгляд на жизнь, на то, что я делаю. Я перестал делить окружающий мир на черное и белое, стал понимать, что существуют полутона. Пришло какое-то внутреннее осознание того, что я - мужчина. И должен принимать самостоятельные решения относительно своей жизни.

На этом фоне у нас с тренером стали возникать спорные, скажем так, ситуации. И ощущение внутренней неудовлетворенности, психологического дискомфорта становилось все более сильным. Возможно, именно поэтому я перестал прогрессировать как спортсмен.

- На протяжении многих лет вас упорно называли клоном Евгения Плющенко. Вас это задевало?

Когда был маленьким, мне это даже нравилось.

- Вы тогда сознательно старались ему подражать?

А как не подражать, когда ты постоянно на него смотришь? Тут хочешь не хочешь, а будешь так поступать. Перед тобой человек, который делает все, причем очень хорошо. Естественно, хочется делать так же. А лет в семнадцать мне это не то чтобы надоело, но я стал чувствовать какое-то внутреннее желание кататься иначе. Поэтому когда слышал, что я - второй Плющенко, это начинало сильно раздражать, если честно.

- На тренировках не возникало желания остановиться и заорать: "Я - не Плющенко!"

Бывало.


- Может быть, со стороны Мишина шло непроизвольное желание добиться от вас той манеры катания, которая, применительно к Плющенко, уже оправдала себя? Двигаться по накатанному ведь всегда проще.

Не считаю, что Алексей Николаевич шел со мной по-накатанному. Мы очень хорошо работали, я его понимал. Просто в некоторых моментах случались расхождения.

- Как вы относились к тому факту, что Плющенко вернулся в любительский спорт и намерен выступить в Сочи?

Давайте я не буду об этом говорить? В целом моя политика такова: если человек хочет - пусть идет и делает. Не хочет - не нужно его заставлять. Просто я никогда не был сторонником того, чтобы спортсмену что-то давали за прежние заслуги.

- Прежние заслуги в фигурном катании - это, в частности, оценка за компоненты.

Понимаю. Но это тоже неправильно. Давайте тогда сделаем таблицу - сколько и за какие заслуги плюсовать. И будем по этой таблице выводить победителей. В спорте должно быть все честно: что накатал - то и получил.

- Сами вы были сильно расстроены, не попав на Олимпийские игры?

Я еще до чемпионата России понимал, что сезон накрылся медным тазом. Ну да, было обидно, досадно. Но что с того? Будут другие Игры, а может, и не одни.

- Когда пошли разговоры о том, что вы ищете тренера, называли разные имена. Почему Тарасова?

Когда я вернулся в Питер после чемпионата России, то решил, что вообще не буду продолжать кататься. Сказал маме, что мне все надоело. Что я не вижу какого-то дальнейшего будущего в фигурном катании. Ну и неудачи достали. Так что на пару дней я ушел в совершенно другую жизнь. Нормальную.

- Это как?

Ходил в кино, гулял ночами по городу, играл в компьютер, пока голова на стол не падала. И как-то очень быстро устал от этого. Вот и позвонил Тарасовой. Попросил о помощи. Сказал, что хочу поменять все - вплоть до того, чтобы завести новый спортивный дневник и заново "построить" себя.

- Откуда тогда возникли слухи о том, что вы хотите уйти от Мишина к Олегу Васильеву?

Я думал о таком варианте, когда только начал размышлять о смене тренера. Пытался понять, кто вообще способен вытащить меня из той глубокой трясины, в которой я очутился. Васильев - сильный специалист. У него были прекрасные спортсмены, катание которых мне нравилось. Но я все-таки выбрал Тарасову.

Шестого января я приехал в Москву, мы встретились. Татьяна Анатольевна подготовила мне небольшой план работы, и по этому плану я начал работать в ЦСКА с Сашей Успенским и Максимом Завозиным. Это было просто катание - работа над скольжением. Никаких прыжков, никаких вращений - только шаги. Я заново учился их делать - как маленький ребенок. Крюки, выкрюки, петли, чоктау...

- Раньше, получается, не умели?

Раньше просто никогда не акцентировал на этом внимания. Не говоря уже о таких вещах, как тянуть носок свободной ноги. Для меня это было совершенно необычно и непривычно. Но понимал, что все это необходимо - если вообще на что-то рассчитывать в фигурном катании. Параллельно залечивал старую травму спины. Прыгать начал только после того, как Тарасова вернулась в Москву с Олимпийских игр. Тогда же мы начали ставить программы.

В апреле Тарасова уехала в Америку, и пока ее не было, я продолжал кататься с Еленой Германовной (Буяновой. - Прим. Е. В. ), готовился к апрельскому шоу в Лужниках. Не могу сказать, что это была очень напряженная работа - сильно нагружать спину мне пока еще нельзя.


- Переход со срезанных каблуков, на которых вы катались у Мишина, на нормальные ботинки дался вам легко?

Когда стал заниматься скольжением, многие шаги у меня вообще не получались, в силу того что я был "деревянным". Из-за того, что много лет катался на низком каблуке, меня постоянно тянуло назад. В этой ситуации постоянно приходилось думать о том, чтобы удержать корпус, катание же становилось еще более скованным. К моменту начала тренировок у Тарасовой мои старые коньки пришли в негодность - я их в очередной раз сломал, поэтому решил взять простые ботинки и простые лезвия.

- А что, лезвия тоже были какими-то особенными?

Облегченными. Поэтому, собственно, я их часто и ломал - менял за сезон по три-четыре пары.

- Зачем тогда было выбирать облегченную конструкцию?

Я же не сам выбирал. Наверное, для того, чтобы было легче кататься.

Работать на обычных лезвиях мне неожиданно понравилось. Прыжки тоже стали получаться без проблем. Понятно, что первое время ощущения были не совсем привычные - шатало. Но все это быстро прошло.

- То, что работать вам предстоит на катке, где тренируется Максим Ковтун, не доставляет психологического дискомфорта?

Я ведь пришел делать свое дело, а не смотреть на кого-то. Ну да, я видел, как катается Максим, но ведь результат зависит от того, как катаешься ты сам, а не твой соперник. Так что работать Максим мне не мешал, и не думаю, что будет мешать в дальнейшем.

- Когда Ковтун готовился к олимпийскому сезону, он с тренерами сознательно пошел на то, чтобы сделать ставку в своих программах на сложность. То есть на пять четверных прыжков. За счет чего собираетесь "брать свое" вы?

За счет катания, за счет эмоций. Моя задача на данный момент сводится к тому, чтобы максимально подстроиться под те требования, которые сейчас предъявляются к катанию. Программы ведь в этом отношении стали гораздо сложнее, чем были раньше. Они требуют беспрерывных связующих шагов, связок, сложных заходов на прыжки. Нет ни одного прыжка без какой-то "загогулины" - прыгаешь то с ласточки, то с кораблика, то с выкрюка, то с "бауэра". Самое сложное для того Пиноккио, который много лет сидел внутри меня, - привыкнуть именно к этому. Раньше я никогда не делал такого количества сложных шагов в программе. Поэтому в части прыжков мы пока остановились на том, чтобы делать только один четверной.


- Знаю, что в тренировках фигуристы любят пробовать сложные элементы, даже если не собираются включать их в программу. Что самое сложное пытались пробовать вы?

Четверной аксель. Не выезжал, но докручивал.

- Страшно было?

Когда с техникой все в порядке и понимаешь сам механизм прыжка, страха не бывает. Я ж не с балкона иду прыгать? Разницы в количестве оборотов для меня по большому счету тоже нет - техника ведь не меняется. Заходишь точно так же, отталкиваешься точно так же. Главное - настроить голову на то, что четверной - это на один оборот больше. Вот и вся сложность.

- Насколько, кстати, ваши представления о смене стиля совпали с тем, что получается сейчас?

Начнем с того, что я стал по-другому кататься: свободнее, эмоциональнее. Пиноккио, надеюсь, навсегда ушел в свой шкафчик. Плюс мы "согнули" ноги - от этого катание стало более "низким", плавным и широким. Ушла суета. Соответственно, когда мы взялись за программы, изменившаяся манера катания сама по себе подразумевала иные постановки, чем те, что были раньше.


- Летний отпуск у вас предполагается?

Вообще я за всю свою карьеру никогда не ездил отдыхать. На море был только на сборах. А так, чтобы приехать, пойти на пляж и ни о чем не думать - такого не случалось ни разу в жизни. У Алексея Николаевича это было не принято.

- Но ведь невозможно работать без отдыха?

Ну да, тяжело. Особенно физически. Но я как-то справлялся. Убеждал себя в том, что становлюсь от этого только сильнее. Сейчас же у меня будет две недели перерыва, во время которых я должен хорошенько закачать спину. Так, чтобы вообще о ней больше не вспоминать.

- И с новыми силами продолжить подготовку к сезону?

Ну да. На самом деле я впервые в жизни начал понимать, что такое получать удовольствие от катания. Первое время, когда слышал об этом от Успенского или Завозина, в глубине души думал: какое вообще может быть от этого удовольствие, они что, с ума сошли? А потом вдруг на меня свалилось какое-то невероятное количество новых ощущений. Я начал чувствовать ребра, баланс, наклон корпуса, силу, с которой нога нажимает на конек, отчего ребро становится более "глубоким". Стал чувствовать лед, его отдачу. Возникло даже ощущение, что мы начали со льдом разговаривать. Это так необычно... И так здорово!